Местонахождение: г. Ярославль Период строительства: 1649-1654 Эпоха, стиль, направление: Ярославская школа зодчества
Количество изображений: 11 шт.
Источник: Российский образовательный портал Описание Подлинной жемчужиной ярославского зодчества является наиболее древнее сооружение Коровницкого комплекса — церковь Иоанна Златоуста. Она построена в 1649-1654 гг. на средства посадских людей Ивана и Федора Неждановских (Труды Ярославской губернской ученой архивной комиссии. 1913. Кн. III. Вып. 4. С. 102.). Заказчики были похоронены в южной галерее возведенного «их иждивением» храма.
В архитектонике памятника удачно соединены все столь противоречивые формы православного храма: грузные купола, острые легкие шатры, широко раскинутые крыльца. Из основной массы, образуемой кубическим храмом с алтарными абсидами и двумя симметричными приделами, выделяется тесно сплоченная и поэтому особенно пышная группа пяти куполов.
Высокая средняя глава, увенчанная красивым крестом, облегчает грузную центральную массу, придает ей легкость и устремленность ввысь. Эта ниспадающая архитектурная мелодия заканчивается далеко отходящими крыльцами, легко и свободно завершающими боковые плоскости храма.
Очень просто и изящно оформлены шатровые приделы. Группа небольших кокошников смягчает переход от четырехгранного основания к восьмерику и далее к шатру, напоминая декор Ризположенского придела церкви Ильи Пророка. Между тем шатровые приделы Златоустовского храма отличаются простотой в оформлении деталей. Обращает на себя внимание своеобразный рисунок кирпичных наличников верхних окон.
Замечательная пропорциональность отдельных частей сооружения создает впечатление его максимальной уравновешенности и завершенности. Эта основная архитектурная черта церкви Иоанна Златоуста была впоследствии перенесена на весь ансамбль в Коровниках. Другой важнейшей чертой этого строения стал его незабываемый силуэт, изысканные линии которого особенно четко рисуются со стороны Волги.
В 1680-х гг. внешний облик храма претерпел изменения: он стал более декоративен. Лопатки заменены пучками полуколонок. Появились обширные изразцовые вставки. Окна расширили и украсили пластичными наличниками.
Богатейшая внешняя декоративность стала еще одной особенностью Коровницкого храма. Вместе с тем его декоративность, крайне характерна для ярославских церквей и нигде кроме «Ярославля—красного города» не встречается. Здесь как нигде выступает народное понимание архитектурной красоты, состоящей из нарядности, украшательства, увлечения сочными, немного кричащими сочетаниями форм и цветов.
Церковь была расписана, по свидетельству стенной записи, в 1732 году местными художниками под началом Алексея Соплякова. Златоустовская стенопись уступает по своим живописным качествам лучшим ярославским образцам, таки, например, как Ильинские фрески, но интересны в историческом отношении.
В 1730-х годах в храме был установлен новый пятиярусный иконостас, украшенный пышной объемной барочной резьбой с использованием цветочных и виноградных мотивов. Особенно изысканно выполнена ажурная резьба царских врат. В составе иконостаса были иконы XVII-XVIII вв. Наиболее ценные из них, связанные с творчеством знаменитого миниатюриста Семена Спиридонова Холмогорца, ныне находятся в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике.
Церковь Иоанна Златоуста занимает выдающееся место в истории ярославского зодчества. Завершив период сложения местного типа посадского храма, она стала своеобразным образчиком его дальнейшего развития. Ее удачное объемно-пространственное решение и совершенные пропорции еще долго привлекали многочисленных заказчиков ярославских храмов и служили критерием мастерства ярославских зодчих. В церкви Спаса «на Городу», в одном из красивейших сооружений городского центра, повторены формы ее приделов, а в церкви Николы Мокрого — почти полностью вся композиционная схема Златоустовской церкви.
Пелевин Ю.А. |