Главная » Файлы » ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ХРАМОВ » ХРАМЫ, КОЛОКОЛЬНИ, МОНАСТЫРИ |
27.03.2015, 22:39 | |
Полное название: Архитектурные рисунки П. П. Покрышкина из отчета о капитальном ремонте Спасо-Нередицкой церкви в 1903 и 1904 годах, изданные Императорской Археологической комиссией. также на сайте Копии фресок Описание: Нередица — общепринятое в современном обиходе наименование Спасо-Преображенской церкви. В действительности имя «Нередица» относится не к храму, а к холму, на котором здание было возведено. Прозвание храма по его местоположению — весьма частое явление в истории древнерусского и, в том числе, новгородского зодчества (церкви Иоанна Предтечи на Петрятине дворе, Ильи пророка на Холме, Федора на Федоровой улице, иначе на Ручью, и т. п.). В Новгородской I летописи старшего извода под 1198 годом сообщается: «…заложи церковь камяну князь великыи Ярослав, сын Володимирь, внук Мстиславль, в имя святого Спаса Преображения Новегороде на горе, а прозвище Нередице…» ( В Новгородской I летописи младшего извода название места употреблено во множественном числе — «в Нередицах» ). Под 1199 годом местоположение храма обозначено по-другому: «…испъсаша церковь святого Преображения на Городищи». Топографически положение церкви определено неточно, зато подчеркнута связь храма и монастыря с княжеской резиденцией и князем-заказчиком. Итак, Нередица — имя холма, на котором стоит храм. Архим. Макарий так объяснял это название: «Нередицею названа она [церковь] от того, что находилась не в ряду города, т. е. за чертою Славянского конца его». Возможно, это слово следует рассматривать в том же лексическом ряду, что и «меря» (название народности), «Неро» (озеро, на берегу которого расположен Ростов Великий), т. е. связывать с дославянским периодом существования этой территории. Храмы — современники Нередицы Нередицкий храм нужно рассматривать как завершающее звено в развитии новгородской архитектуры XII века. Тот тип и образ здания, который воплощен в Спасо-Преображенском храме, сформировался значительно раньше — еще в ладожском строительстве третьей четверти XII века. Храмы Ладоги этого периода возводились новгородскими мастерами и следовали в технико-технологическом и стилистическом отношении уже сложившейся традиции, но являли собой ее новый, максимально упрощенный архитектурный вариант. Это относится к плановому, объемно-пространственному, техническому и стилистическому решению. Уменьшаются размеры зданий. Четырехстолпной структуре интерьера соответствует единственная глава, функционально необходимый небольшой притвор не столько усложняет, сколько подчеркивает простоту и ясность кубического объема, к минимуму сводятся декоративные элементы. Вероятно, именно в Ладоге начинает практиковаться ускоренный темп строительных работ, что приводит к сокращению сроков возведения храмов и удешевлению строительства. Повышенный спрос на каменное строительство со стороны духовенства и горожан привел к появлению и массовому распространению той максимально простой модификации крестово-купольного храма, которая определила облик архитектуры последней трети XII века. По Новгородской I летописи, с 1166 по 1199 год было построено 42 храма, 25 деревянных и 17 каменных. В среднем строился один каменный храм в 2 года. Под 1185 и 1195 годами летопись сообщает о закладке сразу двух, а под 1198 годом — трех каменных храмов. Нередица строилась по княжескому заказу. Но на архитектуре здания это никак не отразилось. Если в начале XII века княжеское строительство задавало тон, то к концу века оно не выделялось из общего типологического и образного ряда, наглядно демонстрируя весьма скромное положение института княжеской власти в общественной жизни города. Предшественниками Нередицы в Ладоге можно считать два прекрасно сохранившиеся храма — церкви Успения и Георгия. Возобновившееся в 70-х годах каменное строительство в Новгороде следует уже сложившейся ладожской традиции: тип четырехстолпного одноглавого храма с незначительными изменениями находим в церкви Благовещения у деревни Аркажи (1179 г.), церкви Петра и Павла на Синичьей горе, Спасском соборе Хутынского монастыря (1192 г.), церкви Воскресения на Мячине (1196 г.), Кирилловской церкви (1196 г.). Нередица замыкает эту линию развития архитектуры, соединяя в своем облике типовые черты с редким художественным обаянием. | |
Категория: ХРАМЫ, КОЛОКОЛЬНИ, МОНАСТЫРИ | Добавил: АДМИНИСТРАТОР
| Теги: | |
Просмотров: 2548 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |