Главная » Файлы » ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ХРАМОВ » ЧАСОВНИ |
07.03.2016, 22:11 | |
Источник: Виртуальный краеведческий музей "Красногорье" Описание: Часовня-усыпальница А.Я. и А.И. Поляковых, построена возле церкви около 1910 г. по проекту И.Е. Бондаренко с участием В. Владимирова. Кирпичная, облицованная светлой декоративной плиткой и богато украшенная снаружи и внутри глазурованной полихромной керамикой, она является незаурядным художественным произведением неорусского стиля. Покрыта на два ската черепичной криволинейной кровлей, следующей текучему силуэту щипцов. Поперек гребня помещались три каркасные главки. Наиболее выразителен главный западный фасад здания, вместе с оригинальным, почти скульптурным порталом насыщенный многоцветной майоликой приглушенных тонов. Тимпан над порталом занимал текст ритуальной надписи. Замечательно рельефное керамическое панно в интерьере с мистической композицией в духе модерна.
Строительство часовни по всей вероятности относится к 1909-1910 годам. Впервые ее изображение появилось в «Ежегоднике Московского архитектурного общества» за 1912 год, где помещена небольшая фотография с подписью «Склеп над могилой А.Я.Полякова в дер.Знаменское-Губайлово». В 1913 году здесь же была похоронена А.И.Полякова, жена фабриканта . Материалы рукописного и графического фонда Бондаренко, хранящегося в Российском Государственном архиве литературы и искусства, не выявили явных связей Бондаренко с семьей Поляковых. Лишь в альбоме под названием «Разное» найдена фотография часовни, отпечатанная с того же негатива, что и опубликованная в «Ежегоднике», но несколько лучшего качества. Если в основном объеме усыпальницы четко прослеживаются формы старинной архитектуры, то портал является тем элементом, где в полной мере используются оригинальные находки, выполненные в стиле модерн. Это выражено в его плавных неровных линиях, которые вместе с мерцанием и неуловимыми переливами изразцов создавали эффект изменчивости и нематериальности. В центре килевидного фронтона, отороченного каймой изящного кружева, помещено изразцовое изображение Спаса, по сторонам которого находится стилизованная под древнерусскую надпись. Внутри часовни сохранился иконостас, состоящий их трех икон, имеющий несомненную художественную ценность. В отношении изразцов, которые столь щедро и разнообразно представлены в этом памятнике, можно предположить, что они сделаны на заводе «Абрамцево», выстроенном по проекту Бондаренко Саввой Мамонтовым в Москве, за Бутырской заставой. Можно с полным основанием отнести эту небольшую усыпальницу к редким образцам подмосковного модерна. В настоящее время идет поиск средств для ее реставрации, чем активно занимается настоятель Знаменской церкви отец Владимир. После завершения восстановления храма это будет следующим этапом в его созидательной деятельности. | |
Категория: ЧАСОВНИ | Добавил: АДМИНИСТРАТОР
| Теги: | |
Просмотров: 1296 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |